Одной из важнейших процедур в обслуживании двигателей внутреннего сгорания является замена масла. Бензиновые мотокультиваторы в этом плане не являются исключением. Напомним, масло отвечает за снижение трения и износа движущихся частей; оно со временем неизбежно теряет свои свойства, и эффективность смазки снижается. Именно этим и обусловлена необходимость периодической замены. Особенности такой процедуры, как правило, подробно описаны в инструкции, однако есть некоторые общие и не всегда очевидные нюансы.
Прежде всего отметим, что смазка используется в двух частях культиватора: собственно в двигателе и в редукторе, отвечающем за передачу крутящего момента на рабочую насадку. Однако менять масло в двигателе приходится в основном в тех случаях, когда он четырёхтактный — напомним, в двухтактные моторы (за редкими исключениями) масло заливается в смеси с топливом. А вот со смазкой редуктора приходится иметь дело независимо от тактности. С этого узла и начнём.
Как заменить масло в редукторе культиватора?
Особенность редукторов в том, что смазывающее вещество в них не просто «стареет», но и расходуется в процессе работы. Поэтому в культиваторе может не быть отверстия для слива масла из редуктора — «замена» в таких случаях фактически представляет собой долив свежего масла. Для этого достаточно открыть заливную горловину, проконтролировать уровень жидкости в редукторе при помощи щупа, и если этот уровень слишком низок — долить нужное количество смазки (конкретное количество лучше всего уточнять по инструкции). Если же отверстие для слива присутствует, то старое масло периодически нужно удалять — в нем могут накапливаться примеси. Такая процедура (проверка и долив/замена) требуется в среднем каждые 50 – 100 часов использования, если в документации не указано иное.
При заливке масла в редуктор агрегат обычно устанавливают в слегка наклонённом положении — для упрощения процесса. Количество масла контролируют, опять же, щупом. На полную перезаправку или заправку с нуля обычно требуется около 2 л масла, на дозаливку — соответственно, меньше. Что касается типов смазки, то большинство редукторов совместимы практически с любым маслом для трансмиссий (если, опять же, иное не указано в инструкции).
Как заменить масло в двигателе культиватора?
В свою очередь, замена масла в четырёхтактном двигателе несколько сложнее. Прежде всего, здесь существуют более жёсткие требования по выбору смазки. Как правило, обычные автомобильные масла заливать в мотокультиваторы крайне нежелательно (а то и прямо запрещено); «дизельное» масло лить в бензиновый мотор однозначно нельзя; также нужно учесть температурные условия эксплуатации и соответственно выбрать смазку по сезонности.
Определить сезонность можно по маркировке SAE, пример такого обозначения — «5W-40»; при этом первое число в описывает как раз стойкость к холоду. Масла 0W однозначно относятся к зимним, 5W и 10W можно использовать в межсезонье и при морозах не ниже -25 °С, а обозначение 15W и выше однозначно говорит о летней сезонности. Второе число в маркировке SAE обозначает рабочую вязкость, указания по этому поводу обычно имеются в инструкции к культиватору.
Сама процедура замены масла в двигателе выглядит так:
- Двигатель прогревается на холостом ходу в течение нескольких минут — дабы имеющееся масло стало менее вязким и лучше вытекало.
- Культиватор в горизонтальном положении устанавливается на возвышение.
- Через сливное отверстие отработанное масло сливается в специальную ёмкость. Затем слив плотно закрывается.
- В специальную горловину заливается новая смазка; при необходимости её уровень контролируется щупом, однако если объем масла указан в инструкции — можно отмерить его заранее и залить строго определённое количество.
- Горловина плотно закрывается, отверстия для слива и залива тщательно протираются для удаления попавшего наружу масла.
- Перед использованием культиватора двигатель вновь несколько минут прогоняется на холостом ходу, дабы новая смазка успела попасть во все ключевые узлы и механизмы.
В завершение скажем, что на замене масла не стоит экономить. Имеет смысл потратить чуть больше денег на качественную смазку и чуть больше времени на тщательное соблюдение процедуры — и в итоге получить надёжный и эффективный агрегат.